Икона Иоанна Нового, Сочавского

IMG_6869В праздник Крещения Господня, после великого освящения воды, в нашем храме была освящена большая икона святого великомученика Иоанна Нового, Сочавского. После освящения иконы настоятель нашего храма отец Алексий Куренков первым делом поблагодарил прихожан, отметив, что эта икона была написана благодаря их пожертвованиям. Еще батюшка немного рассказал об этом удивительном святом, о котором, к сожалению, знают далеко не все, а ведь он является одним из ярчайших примеров стойкости веры и верности Христу.

 

Житие Святого Великомученика Иоанна Нового, Сочавского
 (память 2/15 июня)

Великомученик Иоанн Новый родился в благочестивой христианской семье в городе Трапезунде  (нынешний турецкий Трабзон) около 1300 года. Как и отец, он занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.
Однажды он отправился в плавание по торговым делам.  Среди пассажиров-купцов того корабля были и венецианцы. Они тоже христиане, но не православные, а римо-католики. Один из таких купцов — в истории сохранилось его имя – Реиз — затеял «богословский спор» с Иоанном. Цель его была не в поиске истины, а в желании посмеяться над святой православной верой, что называется, «уловить в словах» купца-схизматика, обидеть и унизить его. Но все получилось с точностью до наоборот: доброжелательный Иоанн с помощью Божией легко обошел в споре венецианца, доказав небесность Православия и чисто земное происхождение римо-католической церкви и ее учения. Взбешенный венецианец решил расправиться с ненавистным конкурентом, а помощником в этом неблаговидном деле ему стал капитан корабля.

Корабль бросил якорь у стен города Аккерман, власти которого исповедовали ислам, а среди жителей было немало иудеев. Желая расправиться с конкурентом-схизматиком венецианец Реиз в компании капитана корабля отправился к градоначальнику и сообщил, что среди прибывших купцов есть один православный из Трапезунда по имени Иоанн, который желает принять ислам. Надо ли говорить, как обрадовался градоначальник такому известию, и как он был взбешен, когда этот православный купец отказался отречься от Христа.

Иначе как бешенством поведение мучителей назвать нельзя – они избивали святого Иоанна палками из шиповника, до такой степени, что плоть страстотерпца разлеталась по месту мучения. Местное население, собравшееся на зрелище, что было не редкость в те суровые времена, было возмущено несправедливостью палачей по отношению к ни в чем не повинному человеку. Пытку приостановили, а великомученика, непрерывно молитвенно призывавшего Христа, бросили в темницу, откуда утром следующего дня его привели совершенно целым, здоровым и с просветленным неземной радостью лицом.

Бешенство мучителей усилилось: Иоанна избили до такой степени, что стали видны внутренности. Тогда местные зеваки опять возмутились не виданной прежде жестокостью. И палачи привязали святого великомученика за ноги к хвосту лошади, а животное пустили по улицам города. Местные иудеи, выйдя из своих домов, бросали камни в страдальца Христова, а один из них, изловчившись, отрубил Иоанну голову. Тело великомученика отвязали и оставили лежащим на улице, тут же осталась и отрубленная голова. Местные христиане не решались взять и похоронить святые мощи.

Настала ночь. Местные жители были удивлены видением светящегося столпа и множества горящих лампад над телом великомученика, а три светоносных мужа совершали пение псалмов и каждение. Тогда иудей, отрубивший голову святому, решил, что это местные христиане пришли, чтобы похоронить православного купца, он схватил лук, стрелы и выбежал на улицу. Натянув тетиву, несчастный выпустил стрелу, но она не улетела, а он сам оставался неподвижным до самого утра, пока не рассказал жителям города о случившемся. Градоначальник был поражен этим рассказом и повелел похоронить святого великомученика с честью в местном православном храме. Однако, купец-венецианец, предавший Иоанна, не успокоился и решил выкрасть тело из могилы. Когда Реиз ночью уже раскапывал захоронение, святой великомученик Иоанн явился местному православному священнику, и тот успел спасти святые мощи, перезахоронив их под алтарем. Это был небольшой греческий храм, действующий и сегодня.

В последующие века мощи великомученика Иоанна неоднократно переносились, даря людям по вере их многие чудеса. В числе таких городов была и тогдашняя столица Молдавского княжества – город Сочава. Поэтому великомученика Иоанна Нового наименовали Сочавским и стали почитать как покровителя молдавского народа. Мощи великомученика становились и военным трофеем, — так они были захвачены в XVII веке польскими войсками Яна Собеского и на протяжении 97 лет пребывали в пленении в городе Жолква, источая, тем не менее, чудеса исцелений и православным, и католикам, прибегавшим к молитвенной помощи святого великомученика Иоанна Нового. Затем они вернулись в Сочаву. И только в 1884 году частица мощей была перенесена в Аккерман, место мученического подвига святого. Святыню положили в серебряный ковчег, где первоначально пребывали все мощи, и положили в той же греческой православной церкви. Ныне частица мощей пребывает в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Белгород-Днестровский. Такое имя носит сегодня древний Аккерман.
Святой великомученик Иоанн Сочавский своим молитвенным ходатайством перед Господом помогает не только людям ведущим торговлю, или имеющих какой-то бизнес. К святому за помощью обращаются в различных нуждах. Имеется немало свидетельств того как через этого святого Господь являл чудеса исцелений от слепоты, немоты, паралича и прочих недугов. Святый великомучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Тропарь великомученика Иоанна Нового, Сочавского, глас 4

Житие на земли добре окормляя, страдальче,/ милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/ паки же ко страданию мужески устремився,/ персское обличил еси нечестие./ Темже Церкве был еси утверждение/ и христиан похвало,/ Иоанне приснопамятне.

Кондак великомученика Иоанна Нового, Сочавского, глас 4

Морскую плавая пучину куплею,/ от востока тщался еси к северу,/ но Богу призвавшу тя,/ якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль,/ и Тому последовал еси кровию мучения,/ временными искупив непроходимая,/ и венец приял еси непобедимый.

Просмотры (10993)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.